note: Все материалы представленные ниже доступны для скачивания либо для чтения прямо непосредственно с этого сайта.
Нечипуренко В.Н. Ритуал: генезис социального бытия и формирование
вырезка:
Взаимосвязь, существующая между мифопоэтическим, мифоритуальным постижением на основе ритмического резонанса и временем как онтико-космологической реалией, позволяет архаическому сознанию наделить ритуал упорядочивающей функцией времени. Благодаря этому принципу субъект ритуала ощущает себя причастным к демиургическим процессам и событиям и исполнен ощущения собственной космоустрояющей миссии. Ритм видится участнику ритуала инструментом демиургического космоустроительного процесса, а его символическое выражение – своеобразным эпицентром ритуальной идеологии. В архаико-мифопоэтической парадигме главной задачей человека и общества становится приведение своей жизни и жизни всех людей в состояние, резонирующее с космическим ритмом. Единый ритм задает единственно правильный порядок, на основе которого только и возможна социальная гармония. Таким образом, экзистенциальный смысл ритуала заключается в том, чтобы выстроить и поддерживать гармонический – имеющий природу ритма – социальный порядок. ...
Нечипуренко В.Н. Эсхатологические мифы и учения
вырезка:
- космологические эсхатологии связаны с соответствующим восприятием времени как внутренней, имманентной космосу, неотделимой от пространства бытийной характеристики. Время дано в модусе пространства; циклический паттерн лишает время свойств необратимости, “закругляет” его и придает ему пространственную симметричность;
- исторические эсхатологии основаны на паттерне трансцендентного времени, отдельного от структур пространства. Неповторяемость, уникальность исторического процесса обусловлены выходом времени за пределы пространства, его изначальной направленностью к пределам пространства. Трансценденталистский паттерн времени - это представление о времени, вторгающемся в пространство извне и пронизывающем его насквозь, то есть о времени-Боге, времени, принадлежащем иному миру;
Полонская И.Н. Религиозный опыт: экзистенциальный аспект социально-философского анализа
вырезка:
базисные структуры, делающие возможным религиозный опыт, не могут не сохраняться в секуляризованном сознании, однако секуляризация вызывает определенные трансформации сознания, в ходе которых формируется нигилистический экзистенциальный опыт – опыт Ничто как негативной иерофании. Этот опыт можно рассматривать как одно из парадоксальных проявлений секулярной крипторелигиозности.
Полонская И.Н. Социокультурная традиция: онтология и динамика (Автореферат)
вырезка:
Онтологическое ядро культурной макроидентичности составляет комплекс постоянных для данной традиции ценностей, ориентаций и характеристик, раскрываемых на экзистенциально-личностном уровне как архетипический прообраз личной идентичности-телоса, межгенерационная трансляция которого происходит в контексте непосредственного общения учителя и ученика. Направленное формирование личной идентичности на основе духовного опыта учителя через прямой контакт и подражание представляется основным способом культурного воспроизводства в культурах традиционного типа и может служить базовым критерием типологизации культур на традиционные и современные.
Статьи:
Полонская И.Н. Экзистенциальные установки как формы социальной экстериоризации религиозного опыта
Полонская И.Н. Экзистенциальная концепция религиозного опыта