Философия и религия Востока

ИСААК ИСРАЭЛИ

Исаак бен Соломон Исраэли (855 и 955 гг. или 832-932 гг.) – первый еврейский неоплатоник – родился в Египте и начал свою медицинскую карьеру как окулист. Когда ему было приблизительно пятьдесят лет, он переехал в Кайруан (Тунис), где изучал медицину под руководством Исхака ибн Ирама. Позже он стал придворным лекарем у халифа Убайда аль-Махди – основателя династии Фатимидов. Христианские схоласты средневековой Европы знали его как еврейского врача и философа; его труды были переведены на латинский язык, благодаря чему о нем узнали Альберт Великий, Фома Аквинский, Винсент Бовэзский и др. Исраэли дал толчок развитию еврейской философии и указал путь, по которому суждено было пройти грядущим поколениям философов.

К сочинениям, посвященным медицине, относятся: 1) «Книга о лихорадках» (Китаб ал-хуммаят); 2) «Книга о моче» («Liber de urinis»); 3) «Книга о способах питания» и др. Философские сочинения: 1) «Книга определений и описаний» (Китaб ал худуд вар-русум); 2) «Книга об элементах» (Китaб ал-устукиссат); 3) «Книга субстанций» (Китaб ал-джавaхир); 4) «Книга о духе и душе».

Исраэли говорит о том, что пер­выми были сотворены Могуществом и Волей две простые субстанции – Материя (хайула) и Форма (сура); из них же состоит Разум (ал-акль) – первое звено эманационной цепи. Ключевым является предположение, что каждая последующая ипостась получает от предшествующей не только свет, но также тень (зилл) и темноту (залaм), и что тень и темнота на каждой стадии становятся все более густыми, чем объясняется постепенное ослабление духовной силы. В «Книге определений» используется следующее описание: низшая субстанция обретает существование «на горизонте (уфук) и в тени» или «на горизонте и из тени» высшей субстанции.

Последовательность субстанций такова: а) Разум, са­мая благородная и высокая из субстанций, подверженная непо­средственно воздействию Могущества и Воли, ибо они образуют мудрость (ал-хикма), которая есть форма Разума; б) Словесная Душа (ал-нафс ал-нaтика), которая получает свет свой от Разума и нуждается в научении и упражнении, чтобы сделать действительным то, что заключено в ней потенциально; в) Животная душа (ал-нафс ал-хайавaнийа), которая получает свет от Словесной Души и обла­дает телесными чувствами; г) Растительная Душа (ал-нафс ал-набaтийа), имею­щая лишь инстинкт воспроизводства, получает свет от Животной Души; д) Природа (ал-табuа) – субстанция, наиболее удаленная от Истинного Света и потому являющаяся телесной. Далее, за природой следуют: е) Стихии (ал-анaсир) – Земля, Вода, Воздух и Огонь.

Когда Исраэли говорит, что четырем элементам не предшествует ничего кроме Всемогущества Бога, он имеет в виду, что процесс изменения и становления в подлунном мире прекращается, когда элементы достигают своего верхнего предела. То, что находится выше элементов, принадлежит к интеллигибельному миру; и процесс возникновения одного элемента из другого – это духовный процесс, эманация. Сфера (небо) находится на границе телесного и интеллигибельного, и сама является продуктом эманации, хотя и создает элементы своим движением – это процесс, который нельзя сравнить ни с эманацией, ни с возникновением и разложением (уничтожением) в подлунном мире.

Душа следует за Разумом и подразделяется на высший и низший уровень – последний Исраэли называет Сферой или Природой. Следуя «Теологии Аристотеля», Исраэли переносит аристотелевскую структуру индивидуальной души (словесная (logistikOn), животная, растительная) на универсальную (всеобщую) душу, связывая с этими тремя ипостасями души Сферу как последнюю квазидуховную субстанцию. Когда мы достигаем Сферы, процесс затемнения заходит настолько далеко, что произведенное становится материальным и доступным для зрительного восприятия. Разум и три Души, проистекающие из него по порядку, не индивидуальны, а имеют космический характер, как это представлял себе и Плотин.

Литература

1. Das Buch ьber die Elemente. Ein Beitrag zur jьdischen Religionsphilosophie des Mittelalters von Isaak b. Salomon Israeli… / Ed. S. Fried. Drohobycz, 1900.

2. Husik I.. A History of Mediaeval Jewish Philosophy. New York: Meridian Books and Jewish Publication Society Edition, 1958. P.1-16.

3. Борисов А.Я. Книга о субстанциях (Китaб ал-джавaхир) Исаака Исраэли // Борисов А.Я., Старкова К.Б., Пересыпкин О.Г., Мещерская Е.Н. Православный Палестинский сборник. Вып. 99 (36). СПб., 2002.

4. Нечипуренко В.Н. Философия Исаака Исраэли. – Ростов-н/Д: ООО «Сигма», 2006. – 144 с.

В.Н. Нечипуренко

 

CSS Template by Rambling Soul | Valid XHTML 1.0 | CSS 2.0
Хостинг от uCoz